архивные фото Камень-на-Оби
Весеннее наводнение в г. Камень-на-Оби Алтайского края. Контора пристани. 1952 год.

Следующая страничка истории посвящена каменской Набережной. В последнее время интерес горожан к вопросу её сооружения возрос. Надо напомнить, что существующая Набережная – это левобережная часть городской черты, место встреч и прогулок, одно из самых любимых мест каменцев и гостей города.

Существовавшая до конца 50-х годов улица Набережная ликвидирована и жители её переселены в другие места. Оставшуюся Набережную было решено облагородить, благоустроить и сделать центральной зоной отдыха. В истории её строительства был один нюанс, который многие забыли или не знали. Об этом нам напомнит статья В. Михайлова под названием «Возводится дамба». «В весенние паводки могучая Обь  часто выходит из своих берегов, затопляет жилые дома и производственные помещения ряда предприятий. Государству наносится огромный ущерб. В этом году начнутся работы по укреплению берега реки в районе пристани – бани № 1. На расстоянии 250-300 метров будет уложена земляная дамба с гравийным  покрытием и настилом железобетонных плит. Склон будет выложен из бутового камня…

Строительные работы уже начаты. Их ведёт мостопоезд № 470. Мостовики обещают выполнить ответственное задание к весне будущего года». (Михайлов В. Возводится дамба.Строитель коммунизма. 6.08. 1963, с. 3.)

Вид г. Камень-на-Оби, улица Пушкина. 1966 г.

Как видим, автор заметки нигде слово «Набережная» не употребил. А вот через два года это слово как бы вновь возвращается в городской лексикон. Эта же газета 21 сентября 1965 года сообщила следующее: «Бригада асфальтировщиков Ивана Петровича Смородина заасфальтировала  набережную Оби».

Каждое поколение каменцев вносило свою лепту в дело развития и благоустройства города. Посмотрим на один строительный эпизод Камня-на-Оби, который   показывает, что к строителям всегда предъявлялись высокие требования по качеству производимой работы. Документ, найденный в архиве, тем более ценен, что относится к 1929 году. В нём сообщалось: «Потребсоюз начал делать спуск по Пушкина к Оби с множеством ступенек. Отдел коммунального хозяйства потребовал заменить его на гладкий, без ступенек». Заведующим  Горкомхозом тогда был Сабельников, а заведовал городским благоустройством Тумбак. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 2185. Л. 7.)

Вполне понятно, что гладкий, крутой спуск к Оби зимой неизбежно превращается в опасную горку. Поэтому свой взгляд на благоустройство  спуска к пристани нашим коммунальщикам пришлось со временем изменить.

Новая свекловичная буртоукладочная машина БУМ на Каменском свеклопункте. 9.09.65.

Из приведённого выше документа видно, что в городе долгое время не было своей строительной организации. Этот вопрос удалось решить при поддержке краевых властей лишь в мае 1965 года. «Прорабский участок горисполкома преобразован в ремонтно-строительное управление с набором работ на год в 850 тысяч рублей. Сразу же получили технику». (Строитель коммунизма. 18. 05. 1965 г. )

Живёт в нашем городе замечательный человек Артамонов Николай Евстафьевич. Много лет своего труда он отдал Каменскому автотранспортному предприятию. Возглавлял в нём и партийную, и профсоюзную организацию. А потом ещё более десятка лет руководил ветеранской организацией. Его имя несомненно вписано в историю пассажирских перевозок. В своей летописи  развития АТП Николай Евстафьевич написал: «Прародительницей Каменского АТП была Каменская авторота, которая в 1956 году была принята в состав Каменской автотранспортной конторы, а контора была переименована в Каменское автотранспортное предприятие. И лишь 22 декабря 1980 года автопредприятие  было переименовано в Каменское пассажирское автотранспортное предприятие… В 1956 году автопредприятие получило первые три автобуса ПАЗ-651, вместимостью каждый по 18 человек, и 11 автомашин-грузотакси.

Улица Гагарина (бывшая Красная) в г. Камень-на-Оби Алтайского края. 1966 г.

В 1956 году был открыт в городе Камне первый городской маршрут по ул. Ленина – ХХ годовщины Октября (ул. Громова), данный маршрут начинался от птицекомбината (угол улицы Ленина и ул. Северной)». (Артамонов Н. Е. От автороты к современному предприятию. По кн. Каменцы во имя жизни, ч. 3. Камень-на-Оби. 2003, с. 45-50.)

Архивная и газетная информации как бы расширяют хронологические рамки по вопросу транспортных перевозок пассажиров. Вот о чём написала, например, в конце 20-х годов одна из городских газет: «По округу будут ходить автобусы. Почтой выписано два автобуса для перевозки почты и пассажиров, которые будут ходить по линии: Камень – Панкрушиха – Петропавловское и Камень – Баево – Завьялово. Каждый автобус имеет 8 мест. Стоимость проезда  в первое время 10 копеек с километра. При полной нагрузке цена будет понижена до 6 копеек. Движение начнётся с 1 августа». (О первом автобусе.Наша деревня. 1. 08. 1929 г.)

Улица Гагарина (бывшая Красная) в г. Камень-на-Оби Алтайского края. 1966 г.

К вопросу о налаживании движения первых автобусов можно отнести и публикацию Ямпольского: «5 октября ученик татарской школы Калашников выбил окно в гараже конторы связи. Хулиганы выбивают окна автобусов. Из-за этого хулиганства контора связи не имеет возможности наладить автобусное движение по городу». (Хулиганы мешают автобусному движению.Колхозная жизнь. 18. 10. 1930  г.)

О перевозке пассажиров в годы Великой Отечественной войны в Камне-на-Оби говорить не приходится. Однако поведаю о том, что рассказала мне восьмидесятилетняя ветеран педагогического труда Воронина (Каштанова) Маргарита Сергеевна.  (Краеведам-исследователям можно взять это на заметку).  «Во время войны из нашегоМолпрома ходила машина, перевозила молоко-продукты.  Один раз меня посадили в неё доехать из Камня-на-Оби в совхоз № 51 (Луговое). Двигатель у машины был паровой. Котёл отапливался бакулочками (дровами). Меня довезли до самого луговского маслозавода».

Улица Пушкина в г. Камне-на-Оби Алтайского края. 1970 год.

С окончанием войны жизнь быстро стала налаживаться, и вновь встал вопрос о перевозке пассажиров. Так, в 1954 году вновь появилась публикация на эту тему: «В первых числах июля в Камне начинает свою работу отдел Барнаульской автотранспортной конторы. Отделение будет иметь в своём распоряжении три пассажирских автобуса, предназначенных для перевозки жителей города…» (Автобусы в Камне.Знамя победы. 27. 06. 1954 г.).

Иван КАДНИЧАНСКИЙ. Фото из фонда Каменского  краеведческого музея. Продолжение следует.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Warning: A non-numeric value encountered in D:\OpenServer\domains\Arhiv_Gazeta\wp-content\themes\Newspaper7\includes\wp_booster\td_block.php on line 997